Основы работы со студийным светом

Импульсные источники света (студийные вспышки) состоят из двух ламп - непосредственно лампы-вспышки и обычной лампы пилотного света ("пилот" относительно небольшой мощности (порядка 300W). "Пилот" необходим для того, что бы оценить светотеневой рисунок. Его мощности обычно недостаточно для съёмки, если только не снимать на открытой диафрагме.


Импульсные источники можно разделить по исполнению на два типа: моноблоки и генераторы.

В моноблоке элементы управления, лампа-вспышка и пилот выполнены в одном корпусе, такой прибор устанавливается на штатив и подключается к электросети. Непосредственно на корпусе моноблока находятся все элементы управления. Характеристики моноблоков значительно отличаются в зависимости от фирмы-производителя. Самые популярные и зарекомендовавшие себя на рынке осветительного оборудования производители - это Bowens, Broncolor, Profoto, Rekam, Elinchrom, Falcon, RayLab и, конечно же, Hensel. 

Наша студия укомплектована моноблоками Hensel. Hensel Expert Pro - классический пример студийного осветительного оборудования для самых взыскательных профессионалов.
Перемещающаяся панорамирующе-поворотная опора с регулировкой по весу сделана из металла, как и корпус моноблока. Её механизм крепления надёжно удерживает такие тяжёлые аксессуары, как, например, крупные софтбоксы.
Мощность вспышки можно регулировать в диапазоне диафрагмы объектива 5 f приращениями 1/10 f. Избираемый уровень мощности указывается на дисплее. Кнопки с активной подсветкой обеспечивают простую и надёжную работу даже в полной темноте. Отключаемый фотоэлемент высокой чувствительности обеспечивает надёжную ИК-синхронизацию. Многие другие хорошо зарекомендовавшие себя решения были заимствованы (и многие в улучшенном виде) из предыдущих серий EXPERT и Contra. Приборы Hensel Expert Pro полностью совместимы со всеми выпускавшимися ранее аксессуарами марки.

Устройства имеют трёхсот ваттный пилотный свет. Вместо того, чтобы просто выполнять работу с полной или пропорциональной мощностью, "умный" пилотный свет обеспечивает значительную экономию. Электронная система непрерывно отслеживает работу устройства, обеспечивая снижение мощности пилотного света до заданной величины через определённое регулируемое время (5-90 мин.). Как только устройство включается снова, предыдущая величина восстанавливается. Цветовая температура таких вспышек 5600К.



ГЕНЕРАТОРНЫЙ СВЕТ.

В генераторе элементы управления несколькими источниками размещены в одном корпусе, а сами лампы на штативах подключаются к этому корпусу специальными проводами. Приборы генераторного исполнения, как правило, относятся к более высокому классу и имеют лучшие характеристики (мощность, длительность импульса, скорость перезаряда), чем моноблоки. Соответственно, они значительно дороже моноблоков и не так часто их можно увидеть в студии.

Мощность импульсных студийных источников света указывают в джоулях (Дж.) Например 500Дж, 1000Дж.

Светоформирующие насадки. Насадки - это навесные конструкции, которые присоединяются к источникам света через механическое соединение (байонет) и служат для изменения характера светового потока.

Характер света:

- Направленный свет (жёсткий, резкий) - свет, дающий на объекте резко выраженные переходы света и тени и в некоторых случаях блики (прожектор, яркое солнце, любой точечный источник света).
- Рассеянный свет (мягкий, бестеневой) - свет, излучаемый большой поверхностью, равномерно и одинаково освещающий объект вследствие чего отсутствуют резкие тени, блики (свет из окна, завешенного белой шторой, свет, отражённый от светлой стены, пасмурная облачная погода - рассеивание света в облаках).

Разделение насадок по характеру света:
мягкость света - это именно отношение расстояния к площади (габаритам) источника. Чем ближе и больше поверхность источника света, тем мягче будет свет.
- Направленный свет - тубусы, тарелки, соты и др.
- Рассеянный свет - зонты (бывает на отражение и на просвет), софт-боксы и их разновидности и др.

Отражатели. Сами они свет не излучают, а только отражают (или просвечивают), позволяя менять его направление, характер, цветовую температуру. Обычно это белая, чёрная, золотая или серебристая ткань, надетая на каркас круглой или прямоугольной формы.

Основные насадки используемые в студии:

Студийные осветители, ввиду их малой поверхности излучения, можно считать точечными источниками света, поэтому для получения сбалансированного освещения и создания световых эффектов применяются насадки с различной формой и величиной площади излучаемой поверхности.


Рефлектор – это самая важная насадка студийных вспышек. Рефлекторы могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими насадками (зонтами, фильтрами). Основные задачи рефлекторов - ограничение светового потока по углу распространения и концентрация его в определенном направлении.

Рефлекторы могут работать самостоятельно, давая жесткий направленный свет и резкие тени, а также в сочетании с цветными фильтрами (позволяют точечно менять цвет освещения) и сотами различного размера (используются для получения пучка параллельных лучей). На стандартные рефлекторы нередко устанавливаются шторки для ограничения потока света.


Фоновый рефлектор.
Для освещения студийных фонов или другого заднего плана существуют специальные фоновые рефлекторы, задача которых - не только обеспечить равномерное распределение освещения, но и исключить попадание света в объектив камеры.




Портретная тарелка.
Является одной из разновидностью рефлектора, но благодаря конструктивной особенности "портретной тарелки" свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект "портретной тарелки" можно дополнять сотами или софт-насадками.



Тубус (“спот”).
Насадка конической формы. Дает возможность выставлять световые акценты, выделяя светом небольшую деталь сцены. 



Зонт.
Зонты позволяют получить "полумягкий" и рассеянный свет. Зонты бывают просветными, то есть рассеивающими свет, проходящий через белую ткань, из которой они сшиты, а также отражающими. У отражающих зонтов нерабочая внешняя поверхность выполняется из черной ткани, а рабочая может быть либо белой с высоким коэффициентом диффузного отражения, либо металлизированной. Металлизированная ткань бывает серебристой или золотистой.


Софтбокс.
Прямоугольные конструкции, рассеивающие свет. Сегодня именно с софтбоксами работает большинство фотографов, когда необходимо получить мягкий, рассеянный свет. Характер освещения софтбокса зависит от его формы, размеров и растояния до модели. Как уже писалось выше, что чем больше площадь источника света, а так же чем ближе он находится к снимаемому объекту, тем мягче свет вы получаете на снимке.


Стрипбокс.
Одна из разновидностей софтбокса, длина которого в несколько раз превышает ширину. Стрипбоксы чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съёмке крупных предметов и съемок ню. Стрипбоксы отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях.


Октобокс.
Еще одна разновидность софтбокса. Представляет из себя восьмиугольный софтбокс большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.


Синхронизация импульса.

Синхронизация импульса - одновременность импульса света и открытия затвора камеры.
Основные способы синхронизации : ИК-пускатель,радиосинхронизатор, синхрокабель, вспышка фотоаппарата.

ИК-пускатель – универсальный способ синхронизации. Это небольшая коробочка, которая крепится на место внешней вспышки вашей камеры (горячий башмак). Синхронизация происходит через инфракрасный импульс, в моноблоках есть соответствующие устройства-ловушки, которые и "говорят" вспышке когда нужно вспыхнуть. К недостатком этого способа синхронизации можно отнести только то, что инфракрасный импульс должен быть в непосредственном поле зрения ловушки. Примером может служить пульт дистанционного управления телевизором, принцип работы которого очень похож на ик-пускатель.

Радиосинхронизатор - позволяет "поджечь" вспышку так же как и Ик-синхронизатор, только принцип его работы основан на радиоволнах. Для такой синхронизации к вспышке подключается радио-ловушка, работающая на определенной частоте с радиосинхронизатором. По габаритам он гораздо меньше Ик-пускателя и позволяет снимать из любой точки в радиусе действия радиоволны.

Cинхрокабель – синхронизация через провод, который подсоединяется в синхроразъём на источнике света и в синхро-разъем камеры. Очень часто используется для синхронизации старых советских камер, либо камер со специфическими разъемами "горячего бошмака".

Вспышка
– встроенная или внешняя вспышка вашей камеры "поджигает" источники света (благодаря встроеным в них ловушкам). Чтобы исключить вмешательство вспышки в световую картину, необходимо направить её в потолок (если есть такая возможность), в противном же случае прикрыть (например, бумажкой), а также уменьшить её мощность в настройках вспышки или фотоаппарата до минимума, переключив вспышку в ручной режим (при съемке с ETTL замером студийные вспышки будут срабатывать по замерочному предпыху вашей камеры, т.е. раньше нужного). 

Экспонометрия при работе с импульсным светом


Экспо-автоматика современных камер не рассчитана на работу со студийным импульсным светом. Определить экспозицию с помощью камеры нельзя. Однако можно судить об экспозиции по гистограмме сделанных снимков.
Студийная фотосъёмка проводится исключительно в ручном режиме (M, Manual) камеры.

Снимайте с минимальной доступной для вашей камеры чувствительностью (ISO 100), чтобы избежать цифрового шума. Также настоятельно рекомендуем снимать не в JPG, а в RAW. Этот формат позволит вам откорректировать ошибки, допущенные при экспонировании фотоснимка, а также безболезненно скорректировать баланс белого. О работе с RAW изображениями и конвертации снимков в формат JPG мы напишем отдельно.

Выдержка. Длительность импульса моноблоков довольно мала. У Hensel она равна 1/600-1/1400 секунды в зависимости от мощности импульса. Следовательно, выставляем в камере так называемую выдержку X-синхронизации, (обычно 1/125-1/160 сек.). При более коротких выдержках у вас в кадре будет видна чёрная полоска, образуемая шторкой фотокамеры. Относительно длинные выдержки не повлияют на экспозицию кадра, поскольку мощность импульсного света, по сравнению с естественным светом в студии, очень велика, а длительность импульса мала. Но тут мы можем столкнуться с так называемой "шевеленкой", что будет выглядеть не очень удачно, хотя в некоторых случаях данная выдержка применяется для создания определенных эффектов, но об этом подробнее не сейчас.

Управление экспозицией в студии целиком и полностью осуществляется диафрагмой, мощностью вспышек и расстоянием от модели до студийных источников освещения.

Определить правильность экспозиции в студии можно двумя способами: флэшметром и по гистограмме яркости.

Флеш-метр - это экспонометр, который, в отличие от встроенного в камеру, умеет работать с импульсным светом. Подведя его к снимаемому объекту, вы "поджигаете" вспышки и считываете с флешметра полученные данные о том, какие значения диафрагмы вам нужно выставить для получения правильно экспонированного снимка.



С приходом на рынок цифровых камер флэшметр заменяет гистограмма. Не всегда мы с точностью определяем экспозицию по снимку, и чтобы определить передержку или недодержку, а также оценить требуемое изменение экспозиции, можно прибегнуть к гистограмме. В любом современном фотоаппарате есть возможность просмотра гистограммы яркости сделанного снимка. Гистограмма яркости - это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость (полутоновые градации от черного цвета слева до белого цвета справа), а по вертикали относительное число точек с данным значением яркости (чем выше столбец, тем больше точек).

При съёмке нужно всего лишь стремиться, чтобы гистограмма не не упиралась в верхний край, что означает "недодержку"(левая часть) или "передержку" (правая часть) и по возможности следить за равномерностью распределения гистограммы по горизонтали (зависит от специфики конкретного кадра). Гистограмма - не догма, не превращайте съёмку в погоню за графиком правильной формы, он носит только рекомендательный характер и позволяет избежать грубых ошибок экспозиции, а главный судья и эксперт - всегда всё же фотограф с его личным субъективным восприятием.

 

О студии Popcorn

Фотостудия Popcornstudio открылась в сентябре 2008 года и с тех пор непрерывно развивается. Мы стараемся поддерживать минимальный уровень цен при высоком уровне сервиса, всегда предлагаем гибкую систему скидок и различные бонусы, например бесплатную аренду фототехники для наших постоянных клиентов. Подробнее

Правила аренды фотостудии

1. Минимальный срок аренды днём - 1 час. 
2. Бронирование или продление аренды после 23:00 осуществляется по двойному тарифу за час или ночным пакетом.
3. Использование оборудования и реквизита входит в стоимость аренды. Подробнее

Социальные сети